Великим политехникам открыта мемориальная доска

Памятные события
1749
19 Февраля 2019 в 16:00
Главное здание СПбПУ, Политехническая ул, д. 29

19 февраля украшением юбилейных торжеств стало открытие мемориальной доски, посвященной выдающимся выпускникам университета — представителям русской культуры: писателям Даниилу Гранину и Евгению Замятину, ученому-изобретателю, музыканту Льву Термену и актеру, режиссеру Леониду Вивьену.

Политехническое образование настолько универсальное и творческое, что дает возможность реализовать себя в совершенно разных ипостасях. Так, многие выпускники, несмотря на то, что получили техническое образование, связали свою жизнь с искусством. Студенческие годы в Политехе провели будущие писатели Даниил Гранин и Евгений Замятин, ученый-изобретатель, музыкант Лев Термен и актер, режиссер Леонид Вивьен. В честь 120-летия СПбПУ этим выдающимся представителям русской культуры в Главном учебном корпусе университета была открыта мемориальная доска.

Имя Даниила Александровича Гранина знает весь мир. Советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель, лауреат множества государственных премий и званий, почетный гражданин Санкт-Петербурга Даниил Гранин с его грузом прожитых лет уже при жизни представлял собой целую эпоху. И не только литературы, но и всей нашей огромной страны с ее огромной историей. В 1962 году его роман об ученых-физиках «Иду на грозу» вместе с вышедшим в том же году фильмом Михаила Ромма «Девять дней одного года» стали прорывным явлением в нашей литературе и кино. В произведениях Гранина реализм и поэзия научно-технического творчества — здесь сказывается техническое образование Даниила Александровича (в 1940 году окончил ЛПИ по специальности «гидроэлектрические станции», с квалификацией инженера-электрика). Практически все его произведения посвящены научным изысканиям, борьбе между настоящими, принципиальными учеными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами. Из «Блокадной книги», написанной участником Великой Отечественной войны Даниилом Граниным в соавторстве с Алесем Адамовичем, мир впервые узнал о том, чем в реальности была блокада Ленинграда и на что способны люди в этих обстоятельствах. Выступая в немецком бундестаге в 2014 году, он завещал нам: «Надо уметь прощать, но надо уметь и помнить. Вспоминать про годы войны тяжело, любая война – это кровь и грязь. Но память о погибших миллионах, десятках миллионов наших солдат необходима».

Евгений Иванович Замятин — инженер-кораблестроитель прославился на весь мир романом «Мы», ставшим настоящим художественным документом своего времени. Александр Солженицын оценивал роман как «блестящую, сверкающую талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди – живые и судьба их очень волнует». Замятин один из первых студентов Политехнического, зачисленных в 1902 году — в год открытия университета. Свой первый рассказ он напишет вместе с выпускным проектом, а далее останется преподавать в Политехе и не простится с ним даже будучи известным писателем. 

Лев Сергеевич Термен — ученый-изобретатель и музыкант — известен всему миру как создатель семейства музыкальных инструментов и охранной сигнализации. В 1919 году в своей физической лаборатории, которая находилась на хорах Белого зала он создаст уникальный электромузыкальный инструмент — терменвокс. В 1920 году именно в Политехническом Лев Термен впервые представит терменвокс публике. «Голосу Термена» рукоплескала публика в лондонском «Альберт-Холле», парижском «Гранд-Опера», американском «Метрополитен-Опера», в филармониях Германии. Среди отзывов эпитет «гениальное» чередовалось со словами «чудо природы», «музыка эфира», «звуки науки». Среди поклонников терменвокса: В. Ленин, Ч. Чаплин, А. Эйнштейн, С. Королев, Д. Шостакович. Терменвокс положил начало совершенно новому направлению в радиоэлектронике — электронной музыке, что вызвало революцию в популярной музыке 60-70-х годов, вдохновил японских музыкантов в начале XXI века на создание его оригинальной модификации — «матрёминов», русской матрёшки с терменвоксом в корпусе.

Леонид Сергеевич Вивьен, народный артист СССР, в 1910 году окончил Санкт-Петербургский политехнический институт, получив профессию «инженер железобетонных конструкций», но работать по этой профессии не стал, и в том же году поступил на Драматические курсы Санкт-Петербургского Императорского театрального училища. С 1911 года он уже выступает на сцене Александринского театра, а в 1938–1949 годах — художественный руководитель, в 1949–1966 — главный режиссер этого театра. Вклад Л.С. Вивьена в области театрального искусства будет отмечен Сталинской премией второй степени.

Материал подготовлен Пресс-центром 120-летия СПбПУ