Танк Победы
Биография Михаила Ильича Кошкина – создателя и главного конструктора танка Т-34 – полна удивительных историй, инженерных достижений и подлинного героизма. Наш политехник своим легендарным изобретением смог изменить ход военной истории XX века. Танк Т-34 – это не просто боевая машина, подарившая нашей армии преимущество в ходе Второй мировой войны и изменившая коренным образом все дальнейшее развитие мирового танкостроения – а символ, олицетворяющий веру в Победу и героизм целого народа.
Примечательно, что родился Михаил Ильич ровно 120 лет назад, в год основания Политехнического института, в крестьянской семье в селе Брынчаги Ярославской губернии. В его судьбе случился крутой поворот – он отправился учиться в этот самый институт на машиностроительный факультет. Но прежде чем он станет студентом, Михаил, пройдет «жернова революции»: в начале 1917 года его призовут в Русскую императорскую армию, затем будет Гражданская война, Михаил будет воевать под Царицыном, под Архангельском, сражаться с армией Врангеля. После ранений, Кошкина отправят в Коммунистический университет имени Свердлова, а по окончанию поручат руководство кондитерской фабрикой в городе Вятке. Батрак, кондитер, солдат, студент, директор и снова студент – в такой последовательности менялся статус крестьянского сына Михаила Кошкина до его прихода в танкостроение.
Буквально через два года, после защиты в 1934 году диплома «Коробка переменных передач среднего танка» Ленинградского политехнического института по специальности «Инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» Михаил направляется в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода № 183, где и был создан легендарный Т-34. Два опытных образца гусеничного танка были готовы к началу 1940 года. Михаил Ильич буквально дневал и ночевал в цехах и на испытаниях.
из записок М. И. Кошкина:
«Самая многообещающая, впервые разработанная конструкция немедленно обесценивается, если ее воплощение в металле осуществляется на низком уровне. Работать не в догонку, а на обгон! В конструировании использовать не аналог, тенденцию! Внедрить такой новый танк, который был бы длительное время перспективным и не требовал существенных изменений, неизбежно усложняющих производство и нарушающих его ритм»
Но для того, чтобы танк отправили в серийное производство, опытные образцы должны были набрать положенный километраж. Кошкин принимает решение набрать эти километры, отправившись из Харькова в Москву на смотр своим ходом. Именно по его личной инициативе два опытных образца Т-34 отправились на Госкомиссию в Москву, сам конструктор возглавил этот секретный пробег, который стал беспрецедентным в истории отечественного танкостроения.
Пройдя тяжелый путь, полный опасностей, оба танка прибыли в Москву и предстали перед глазами высшего советского руководства. Восхищённый Сталин назвал Т-34 «первой ласточкой наших бронетанковых сил». Однако для серийного производства опытным моделям Т-34 не хватает еще 3000 километров пробега. И Кошкин решает возвращаться своим ходом, он снова возглавит колонну, идущую в город Харьков. Под Орлом один из танков съедет в озеро, и Кошкин будет помогать его вытаскивать, стоя в ледяной воде, уже будучи простуженным он окончательно подорвет свое здоровье.
Михаил Кошкин добился официального решения о запуске танка в «серию» на заводах Харькова и Сталинграда. Настойчивостью, которой в высшей мере обладал сам Кошкин, должен владеть каждый изобретатель: «конструктор – это не только цифры, геометрия и сопрамат, но и умение настаивать!». Пройдет всего меньше года, и немецкие танкисты в ужасе будут сообщать о неуничтожаемой машине русских.
Профессор Оксфордского университета Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939–1945. Без простой победы»:
«Кто в 1939 году мог подумать, что лучший танк Второй мировой будет производиться в СССР? Т-34 – лучший танк не потому, что он был самым мощным или тяжёлым, немецкие танки в этом смысле его опережали. Но он был очень эффективным для той войны и позволял решать тактические задачи. Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике»
Но до триумфа своего детища Кошкин не дожил. Пробег двух танков «Харьков – Москва – Харьков» стоил ему жизни. 26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. 10 апреля 1942 года конструктору посмертно была присуждена Сталинская премия за разработку танка Т-34. Полвека спустя, в 1990 году, ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Но лучшей наградой для Кошкина стала Победа. Победа, символом которой стал его Т-34.
Т-34 снискал героическую славу на полях сражений и свой вклад в разгром врага конструктор Т-34 сделал первым, вооружив Родину танком, которому не было равных в мире. У Михаила Ильича не осталось даже могилы, ее уничтожили фашисты во время оккупации Харькова. Долгое время о танке Победы мир знал больше, чем о его авторе – патриоте и герое России, выпускнике Политеха, скромном крестьянском сыне. А между тем личная биография советского инженера-конструктора не менее интересна, чем история создания самого легендарного в мире советского танка Т-34.
Татьяна Барабанова
Отдельные материалы, опубликованные на сайте, преследуют учебно-образовательные цели.