П. Л. Капица
Классик науки.
Гений науки

Историки науки и те, кто близко знал Петра Леонидовича Капицу, описывали его как незаурядную личность. Он сочетал в себе многие качества: интуицию и инженерное чутье физика-экспериментатора, прагматизм и деловой подход организатора науки, озорной, веселый характер и независимость суждений в общении с властями. Кронштадтский гимназист, первооткрыватель сверхтекучести, мотоциклист в твидовом костюме и модник с трубкой, набитой английским табаком, почетный обладатель мантии Оксфордского и Колумбийского университетов, отозванный из Кембриджа бунтарь, основатель Института физических проблем и, наконец, Нобелевский лауреат и заядлый шахматист, ремонтирующий на досуге старинные часы.

Капица был исключительно деятельным человеком, – ведь ему пришлось практически несколько раз начинать все с нуля: первый раз – после революции, когда заново поднималась научная работа. Второй раз в Англии, где он работал с магнитными полями, затем в Институте физических проблем, после того как советское правительство запретило ему продолжить работы в научной лаборатории. Наконец в последний раз, когда после долгой опалы и изоляции в своем доме на Николиной Горе он вновь был назначен директором Института физических проблем. Какую силу воли надо было иметь, чтобы, несмотря на все интриги и давление властей, вновь возвращаться к научной работе?

Будущий академик и Нобелевский лауреат родился в семье военного инженера в Кронштадте. В 11 лет поступил в гимназию, но не справился с учебой ввиду полного неприятия древних языков и перешел в Кронштадтское реальное училище. Именно там молодой Петр обнаружил свою любовь к физике.

Окончив училище, в 1914 году он поступает на электромеханический факультет Петербургского политехнического института. Однако уже через год Петр уходит добровольцем на фронт, где служил водителем на санитарном автомобиле и возил раненых на польском фронте. Только в 1916 году, демобилизовавшись, он продолжит учебу в Политехе. Способного студента быстро замечает А. Ф. Иоффе и привлекает к научным исследованиям на кафедре. А после защиты диплома Капица возвращается в институт уже в качестве преподавателя физики и механики.

Семинар А. Ф. Иоффе в Петербургском политехническом институте, 1916 год. Капица стоит крайний справа

«Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас!» – с такими словами к художнику Борису Кустодиеву пришли в 1921 году Петр Капица и Николай Семенов. Одному было 27, второму 25. Маэстро, который в то время писал Шаляпина, задернув его портрет, вздохнул: «Впервые в жизни рисую никому не известных, но очень упорных молодых людей». Чуть позже Кустодиев рассказывал Шаляпину: «и такие они бровастые, краснощекие (им и голод нипочем), такие самоуверенные и веселые были, что пришлось согласиться. Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своем институте, и дело пошло. Потом и гонорар принесли, знаете какой? Петуха и мешок пшена. Как раз заработали тогда где-то под Питером, починив какому-то хозяйчику мельницу». Кустодиев не смог отказаться от дефицитного товара. А героям картины пришлось держать слово. Б. Кустодиев портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова, 1921 год

Иоффе считал, что перспективному молодому физику необходимо продолжить учебу в авторитетной зарубежной научной школе, но организовать выезд за границу долго не удавалось. И только в 1921 году в составе комиссии Российской академии наук Петр Капица прибывает в Англию с целью восстановления научных связей, посещает Кембридж и устраивается на стажировку к отцу-основателю ядерной физики Эрнесту Резерфорду.

Находясь в Великобритании, Капица обратился к Резерфорду с просьбой принять его на стажировку в его лабораторию в Кембридже. Резерфорд отказал, сославшись на то, что лаборатория переполнена сотрудниками, которых и так около 30 человек. Тогда Капица спросил мэтра, к какой точности тот стремится в своих экспериментах. «Допустима двух-трех процентная погрешность», – ответил Резерфорд. «В таком случае, – сказал Петр, – один лишний исследователь не будет заметен, он будет поглощен допустимой неточностью опыта». Остроумная реплика и раскованность молодого ученого пленили Резерфорда, так Капица стал его сотрудником.
П. Капица с коллегами физиками в Кембридже. Слева направо: Блэкет, Капица, Лангевин, Резерфорд в Кембридже, 1921 год

Уже с 22 июля 1921 года Капица начинает работать в Кембридже. Молодой советский физик быстро заслуживает уважение коллег и руководства благодаря таланту инженера и экспериментатора. С этого дня начинается путь Капицы к мировой известности: он начинает работу по получению импульсных сверхсильных магнитных полей, получает на эти исследования субсидию, открывает физический семинар, получивший в дальнейшем название «Клуб Капицы», защищает диссертацию на степень доктора философии Кембриджского университета, а через 7 лет Лондонское Королевское общество выделяет 15 тыс. фунтов стерлингов на строительство в Кембридже лаборатории для Капицы.

Капица в Кавеншидской лаборатории в Кембридже
 

В 1934 году Петр Леонидович второй раз за время работы в Кембридже приезжает в СССР. На этот раз вернуться в Англию и продолжить исследования в своей лаборатории ему запретили – «мы сделаем все, чтобы создать ему желательные условия, построим для него специальный институт, но в Англию он не вернется, мы не разрешим ему выехать туда». Смириться с таким положением вещей было трудно. Советское правительство начало строить в Москве Институт физических проблем, а Капица в качестве условия потребовал перевезти из Кембриджа его лабораторию.

Капица, Иоффе, Крылов, Париж

Последовали фундаментальные открытия ученого – он разработал новый метод сжижения воздуха, открыл сверхтекучесть жидкого гелия и т. д. Вместе с тем, в своих письмах конца 1930-х годов Капица признавался в том, что возможности для работы в СССР уступают тем, что были за рубежом – это даже несмотря на то, что он получил в свое распоряжение научное учреждение и практически не испытывал проблем с финансированием. Угнетало то, что проблемы, решавшиеся в Англии одним телефонным звонком, погрязали в бюрократизме. В годы Великой Отечественной войны Капица работает над внедрением в производство разработанной им кислородной криогенной установки. Благодаря Петру Леонидовичу получение жидкого кислорода в промышленных мастштабах спасло жизнь сотням тысяч раненых.

Выступление Капицы по радио. Фрагмент документального фильма «Капица в единственном числе».

В советский атомный проект его включили вместе с Курчатовым. Вскоре Капица, не терпящий некомпетентного вмешательства властей в научные разработки, возражающий Берии, был снят со всех постов. Только после смерти Сталина его положение в научном мире и обществе было восстановлено.

Капица

Капица (из письма Сталину):

«Если взять два последних десятилетия, то оказывается, что принципиально новые направления в мировой технике, которые основываются на новых открытиях в физике, все развивались за рубежом и мы их перенимали уже после того, как они получили неоспоримое признание. Перечислю главные из них: коротковолновая техника (включая радар), телевидение, все виды реактивных двигателей в авиации, газовая турбина, атомная энергия, разделение изотопов, ускорители… Но обиднее всего то, что основные идеи этих принципиально новых направлений в развитии техники часто зарождались у нас раньше, но успешно не развивались. Так как не находили себе признания и благоприятных условий»

Петр Леонидович всегда говорил, что думал, и делал, что считал нужным: вызволял из тюрьмы знаменитого Ландау, боролся с лженаукой в лице Лысенко, спасая российскую генетику, предотвратил исключение из академии наук Сахарова.

Из дневников П.Л. Капицы:

«Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать»
«Там, где кончаются сомнения, кончается наука»
«Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые»
«Когда теория совпадает с экспериментом, это уже не открытие, а закрытие»
«Не горюй и не печалься, нет таких тяжелых положений, из которых жизнь не нашла бы выход, - нужно только дать ей время на это»

Пройдет 40 лет и в 1978 году произойдет то, что должно было случиться еще в 1946, 1947 и 1948 году – Капица получит высшее признание научного сообщества – Нобелевскую премию по физике «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур». Нобелеские апплодисменты прозвучат в честь нового лауреата Петра Леонидовича Капицы, члена многих академий мира, которому шел тогда 85 год из отпущенных ему 90 лет жизни.

Крупнейший физик внес значительный вклад в развитие физики магнитных явлений, физики и техники температур, квантовой физики, физики конденсированных сред, электроники и физики плазмы, был удостоен многих наград и почетных званий и в последние годы жизни упорно посвящал себя науке и старался сделать как можно больше. Петр Леонидович был очень увлекаемым и любопытствующим человеком – он был всесторонне развит. Он был прекрасный плотник и слесарь, его дом был обставлен мебелью собственного изготовления. Петр Леонидович играл на фортепиано, прекрасно ориентировался в мире литературы, театра, живописи. Стоит только сказать, что в гости к нему приезжали писатели Иванов, Толстой, Пришвин, Тендряков, Андронников, Можаев, артисты Ливанов, Орлова, Савина, Высоцкий с Мариной Влади, режиссеры Михоэлс, Любимов и многие другие. По складу своего характера Капица не любил бездействия. Он всегда работал, много работал и в результате добивался своего. Ушел из жизни Петр Леонидович в 1984 году, не дожив три месяца до своего 90-летия.

В.П. Ефанов, портрет академика П. Л. Капицы, 1958 год

Капица вывел свою формулу измерения ценности ученого. «Академик, который сам не работает в науке, – больше не ученый. Если академика через десять лет после смерти еще помнят, то, значит, он классик», – утверждал, как теперь уже известно, классик науки Петр Капица. Капица – великий гений советской физики, великий ученый и инженер, незаурядная личность с удивительной волей к знаниям. Капица – больше, чем просто физик, больше, чем классик науки.

Над проектом работали:
Марина Арканникова,
Татьяна Барабанова
Использованы фрагменты документального фильма «Капица в единственном числе» Телекомпании «Очевидное-Невероятное» по заказу ВГТРК; фотоматериалы из открытых интернет-источников; фото и документы из архива Музейного комплекса СПбПУ.

Отдельные материалы, опубликованные на сайте, преследуют учебно-образовательные цели.